Маркировка интернет рекламы
Маркировка рекламы
часть 2.
Во второй части статьи про маркировку мы поговорим о сервисах, штрафах, чуть более подробно почему ссылаться на ФАС и комментарии в их паблике, пока рано. Статья является сублимацией и осмыслением различных постов, статей и высказываний, поэтому с какими-то тезисами вы уже возможно знакомы. Начало цикла статей доступно по ссылке.
Напоминаю, что 1 сентября 2022 года в закон «О рекламе» внесли изменения, которые затронули всех участников рынка digital-рекламы, в том числе и блогеров. А уже завтра 1 сентября 2023 года, регулятор начинает отслеживать исполнение закона участниками рынка, а так же выписывать штрафы, в случае неисполнения закона.

Статья написана в контексте взаимоотношений блогер/паблик.


Терминология и сокращения используемые в статье.
Самореклама — данное понятие не закреплено в законе!
Данный термин обозначает все, что касается продвижения собственной деятельности.
ЕРИР единый реестр интернет рекламы, создан после принятия закона №347-Ф3, вносящего поправки в закон о рекламе, в ЕРИР данные поступают из ОРД.

ОРД — оператор рекламных данных. Официально зарегистрированный в РКН сервис передающий данные ЕРИР.

Собственный контрагент вы, ваша компания которая вступает в правоотношения.

Контрагент тот, с кем вы сотрудничаете на предмет размещение рекламы, площадка, паблик, канал.

Токен уникальный идентификационный код, который присваивается креативу. Имеет вид eridХХХХ.

Креатив — любой рекламный материал созданные вами, может быть в любом формате от текстового до стрима и поста в Telegram.

Разаллокация по сути это разделение, выступающее как акт к договору, в котором будет указана связь вас как рекламодателя с креативами, суммами и площадками, ведь на один договор может быть заведено несколько рекламодателей или рекламных креативов (так же в случае если вы заключаете договор оферты).
Важно и стоит учесть, что ответы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не являются юридически обязательными и окончательными решениями. Даже официальный ответ ФАС с печатью не гарантирует что суд примет во внимание ответ данный ранее при рассмотрении судебного дела.

Почему?

  • Во первых сотрудник, который направил вам ответ и тот, который наложит штраф — разные люди, а их виденье ситуации может в корне не совпадать.
    Обжаловать штраф вы будете в суде, а суд опирается только на законы, официальные разъяснения «для всех», экспертизы и чаще всего на разъяснения Верховного суда РФ, а их еще нет, так как нет судебной практики. Частное мнение сотрудника давшего вам ответ, может быть не принято во внимание судом, либо принято, но суд будет с ним не согласен и даст свое пояснение и виденье в виде судебного решения.
  • Штраф может быть наложен за совокупность нарушений: не промаркированная реклама, не сданная вовремя отчетность.
Кто должен маркировать рекламу?
Исходные правила:
  • Каждый участник рекламной цепочки обязан соблюдать Закон о маркировке рекламы. Он должен регистрировать договоры и документы в Официальном Реестре Договоров (ОРД) и подробно оформлять изменения в первоначальном договоре между Рекламодателем и первым Контрагентом.

  • Если стороны договорились, то регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть поручена одному из участников рекламной цепочки. В этом случае он также должен тщательно документировать все изменения по каждому креативу в ОРД, включая суммы и количество показов (провести раззалакацию).

  • Согласно закону, только первоначальный Рекламодатель с статусом "Расходный договор" может делегировать обязанность по оформлению документов в ОРД Рекламораспространителю со статусом "Доходный договор".

  • Однако на практике ситуация может быть иной. Например, паблик, на котором вы планируете разместить рекламу, может заявлять, что обязанность по маркировке рекламы лежит на Рекламораспространителе, и остается на ваше усмотрение решать, маркировать ли рекламу или нет, а также сотрудничать ли с данным пабликом.
Этапы маркировки.
Шаг 0: начинается с выбора и регистрации в ОРД.
Для своего проекта, я выбрала ОРД от VK.
После того как вы прошли авторизацию необходимо будет, сделать первичное заполнение собственного контрагента.
Что может делать рекламодатель в ОРД VK?
  • Вносить данные о своей компании и контрагентах — всю информацию, которую по закону нужно передать в ЕРИР;
  • Добавлять информацию о договорах и ролях участников — кто является клиентом, посредником и кто оказывает услуги;
  • Загружать креативы и присваивать токены;
  • Передавать отчётную информацию по каждому месяцу показа рекламы в ЕРИР;
  • Автоматизировать получение токенов и передачу данных о рекламе в OРД VK по API.
О деталях работы с кабинетами, поговорим в следующих статьях. А сейчас вернемся к процедуре маркировки рекламы в ключе взаимоотношений между РР, РД и ОРД.

Шаг 1: заключение договора.
Сначала вам нужно создать соглашение (договор либо договор оферты, заранее сформированный и выгруженный на сайт) между блогером/пабликом и рекламодателем. В договоре, помимо других условий, важно определить, кто будет отвечать за регистрацию рекламных материалов. Обе стороны могут выполнять эту функцию, но только рекламодатель может делегировать эту функцию.

Если вы рассматриваете сотрудничество через посредника, вам нужно заключить отдельные соглашения между первоначальным рекламодателем и посредником, а также между посредником и блогером.

Для удобства формализации процесса заключения договоров вы можете подписать документ и обменяться отсканированными версиями с подписями или воспользоваться специализированными онлайн-сервисами для электронного документооборота.

Вы можете воспользоваться онлайн-сервисами, такими как "Контур.Диадок" (платный и подходит для индивидуальных предпринимателей) или "Контур.Сайн" (бесплатный и подходит для самозанятых). Также можно поступить традиционным способом, обмениваясь отсканированными копиями онлайн и отправляя бумажные версии почтой.
Шаг 2: маркировка креатива в ОРД.
Маркировка рекламы начинается с выбора подходящего по условиям ОРД, сейчас всего 7 официальных сервисов ОРД, утвержденных Роскомнадзором.

ООО «ОЗОН ОРД»
Стоимость: от 5000 руб. Простая регистрация, много обучающей информации в сети.

ООО «ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Стоимость: на дату публикации этой статьи, тарифы не объявлены. Сервис пока остается бесплатным и именно поэтому его выбирают самозанятые. Достаточно простая регистрация через vk ID, из больших минусов практически нет обучающей информации по кабинету.

ООО «ЯНДЕКС ОПЕРАТОР РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ»
Стоимость: на дату публикации этой статьи, тарифы не объявлены, реклама в ЯДирект маркируется автоматически и бесплатно.

ООО «ОРД-А»
Стоимость: от 5000 руб., с последующей сложной тарифной сеткой. Регистрация происходит по заявке.

ООО «ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ»
Стоимость: 1 руб., в сентябре сервис от Сбер обещает выкатить новые тарифные планы.

ООО «ПЕРВЫЙ ОРД»
Стоимость: от 5000 руб. ежемесячный платёж, а так же 1% при стандартных условиях от общей суммы зарегистрированных рекламных договоров в отчетный период. При неиспользовании сервиса, сервис обойдется вам в 500 руб. в месяц при наличии подписанного договора.

ООО «МедиаСкаут»
Стоимость: 0,1% от суммы договора, но не менее 1000 руб. в месяц. Регистрация через форму, которую не сразу можно найти.

Таким образом для владельцев блогеров и пабликов наиболее подходящими ОРД являются СБЕР, ВК и Медиаскаут.


Шаг 3: сдача отчетности.
Отчетность по статистике требуется представлять в том же Официальном Реестре Договоров (ОРД), в котором был произведен регистрация соответствующего креатива. По правилам статистики, отчет представляется лицом, зарегистрировавшим данный креатив. Это также применяется к расходам на рекламу - лицо или лица, через которых были проведены эти расходы, отчитываются за них. Однако по соглашению сторон, данную обязанность можно делегировать другим лицам, например, от рекламораспространителя к рекламному агентству.

Отчеты по статистике можно корректировать, если в них были допущены ошибки. На данный момент, нет установленных сроков для внесения изменений, и также отсутствует ответственность за это.

Что касается сроков и частоты представления отчетов по статистике, они зависят от того, как долго ваш креатив будет отображаться. Обычно отчетность необходимо представлять ежемесячно, пока ваш креатив находится в активном статусе. Срок для представления отчета определяется как месяц, следующий за месяцем, в котором креатив был показан. Например, если рекламный пост был размещен в сентябре, отчет по его показам следует подготовить в октябре.

Если ваш креатив отображается "вечно", то необходимость представления отчетов будет продолжаться бесконечно. Поэтому важно заблаговременно уделять внимание регистрации и отчетности по всем креативам, чтобы избежать проблем с незарегистрированными и не отчётными материалами из прошлых лет.

Делегируя отчетность, вы не делегируете ответственность за своевременную сдачу отчета и достоверность переделанных данных, поэтому убедиться в корректности данных все же придется, чтобы избежать штраф.
Что является рекламой.
Согласно Федеральному закону «О рекламе» №38-ФЗ, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке распространенная любым способам и адресована неопределенному кругу лиц.
Нужно ли помечать свою собственную рекламу на личных страницах и предоставлять отчетность за нее?

Да, существуют некоторые особенности в этом вопросе. По умолчанию, посты, в которых вы рассказываете о своей деятельности, обычно не считаются рекламой. Например, если вы делитесь опытом решения проблемы клиента, это не считается рекламой. Однако, если ваш пост содержит явное приглашение к покупке, заказу или записи к вам, то это, вероятно, будет рассматриваться как реклама. Простое перечисление услуг без акцентирования внимания на какой-либо из них обычно не считается рекламой.

Что касается рекламы, размещенной по принципу бартера или взаимного продвижения?

Такие публикации также должны быть помечены как реклама, как и любая другая реклама. Неважно, были ли эти посты бесплатными для вас и вашего партнера. Суть рекламы не меняется от этого факта. Если вы участвовали в рекламной подборке, где перечислены несколько авторов с ссылками на их блоги, такая информация обычно не считается рекламой.

Следует ли помечать рекламу на досках объявлений и маркетплейсах?

Нет, эти порталы не подпадают под действие закона, и рекламу на них обычно не нужно помечать.

Считаются ли объявления о вакансиях рекламой?

Нет, объявления о вакансиях, даже если они размещаются за определенную плату, обычно не рассматриваются как реклама.

Анонсы мероприятий?

Анонсы мероприятий, это информация о вашей собственной деятельности, которую вы предоставляете в вашем паблике, обычно не требует пометки как реклама. Однако, если вы решите разместить анонс на городском портале, в таком случае потребуется маркировать его.

А если это размещение бесплатное?

Даже если информация касается бесплатных мероприятий или не связана с получением денег, все равно может быть рассмотрена как реклама, если в ней содержится призыв или приглашение. При этом стоит обращаться к закону и определению рекламы, чтобы правильно помечать соответствующие материалы.
Что делать?
Есть два варианта предложенных юристом Натальей Новиковой:
  • Замереть и не постить ничего, похожего на рекламу, пока всё не прояснится. Рекламироваться таргетом и контекстом, где реклама маркируется автоматически.

  • Продолжать постить, но подумать, как убрать из постов прямые ссылки на товары/услуги, призывы к действиям.
Использовать варианты приписок в текстах:
  • Этот товар не лучше и не хуже остальных».
  • «Этот пост не призывает подписываться, он вообще ни к чему не призывает».
  • «Пост носит исключительно информационный характер».
  • «Мне всё равно, купите вы или нет, просто знайте».
  • «Можете купить, а можете не покупать».
Подобной практики придерживаются инвесторы «не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией», чтобы их не привлекли за чужие убытки.

Страничка Натальи Новиковой в tenchat.
Данная статья будет иметь продолжения по мере набора вопросов и получения ответов на них. Свои вопросы вы можете задавать в паблике в телеграм.
Запись на консультацию
по вопросам маркировки рекламы:
▪️ Бизнес будет устойчив в кризис;
▪️ Увеличение прибыли минимум х2;
▪️ Рациональное использование маркетинговых бюджетов;
▪️ Конкуренты будут ровняться на вас.
Получи долгосрочную систему работающего и результативного маркетинга по увеличению финансового роста компании и выхода из операционки.
Made on
Tilda